В 1974 году был проведен один из самых шокирующих экспериментов в истории психологии. Исследователи решили выяснить, как далеко человек может зайти в подчинении и разрушении своей личности под влиянием авторитета. Он получил название «эксперимент 1974 года», и он стал настоящим вызовом для мироззрения и этики.
Эксперимент состоял из двух лабораторных условий: «учитель» и «ученик». В роли учителя выступал испытуемый, а в роли ученика — актер, которого он должен был «наказывать» за каждую ошибку в задаче. Наказание представляло собой электрический шок, который увеличивался с каждой ошибкой.
Ожидаемо, большинство психологов предполагало, что никто не будет шокировать «ученика» до конца. Однако оказалось, что 65% участников эксперимента стали запрограммированы подчиняться и продолжали шокировать, даже когда слышали крики боли и просьбы остановить. Некоторые из них вообще наслаждались процессом.
«Нарушение личности» — именно так назвали это явление ученые. Эксперимент 1974 года продемонстрировал, насколько сильно под влиянием авторитета и роли человек может измениться, отказаться от этических принципов и нанести вред другим людям. Он показал, насколько сложно устоять перед коллективным давлением и привлечь моральные границы в таких ситуациях.
Исследование вызвало бурную реакцию в обществе и подняло важные вопросы о влиянии социальных и психологических факторов на индивидуальное поведение. Оно получило широкое признание и стало точкой отсчета для последующих работ в области морали и этики. «Делай со мной все, что хочешь» стало символом преданности и подчинения, о которых впоследствии ученые неоднократно вспоминали, проводя аналогичные исследования.
Эксперимент 1974: главный эксперимент «Делай со мной все, что хочешь»
В 1974 году был проведен один из самых известных социально-психологических экспериментов под названием «Делай со мной все, что хочешь». Главным исследованием в рамках данного эксперимента стала попытка разрушить личность и самосознание человека путем контроля над ним.
Эксперимент под руководством профессора Зимбардо проводился в одной из американских университетов. Добровольцами на участие в эксперименте стали 24 студента, которым были предоставлены роли — либо тюремщики, либо заключенные.
Тюремщикам была предоставлена власть и полный контроль над заключенными, при этом они были лишены своих личных имен и стали носить номера. Заключенным же были отказаны во всех правах и они были полностью погружены в условия тюрьмы.
Участники эксперимента были размещены в специально обустроенной тюремной среде, где действовали жесткие правила и режимы. Тюремщики же обладали властью над заключенными и имели право на физическое и психическое насилие.
Однако уже через несколько дней после начала эксперимента, ситуация вышла из-под контроля. Тюремщики начали проявлять жестокость и агрессию в отношении заключенных. Они устанавливали изнурительные физические и психологические нагрузки на них.
Психологический эффект эксперимента на участников был ошеломляющим. Заключенные начали испытывать стресс, депрессию и чувство бессилия, в то время как тюремщики превратились в настоящих деспотов.
Ситуация стала настолько угрожающей и опасной, что эксперимент был прерван уже через 6 дней, хотя рассчитывался на две недели. Однако, даже после его окончания, многие участники продолжали ощущать травматические последствия и долгое время переживали посттравматический стрессовый синдром.
Что показал эксперимент? |
---|
Эксперимент показал, что даже обычные люди способны настолько изменить свое поведение и принять насилие в определенных условиях. Власть и контроль могут привести к серьезному угнетению и деградации личности. |
Важность этики в научных исследованиях |
Эксперимент также вызвал широкую дискуссию о соотношении между научными исследованиями и этикой. Вопрос возник о том, насколько эксперимент можно считать морально и этически допустимым. |
Эксперимент 1974 года стал одним из важных событий в истории психологии, открывшим глаза на влияние социальной обстановки на поведение и моральное восприятие.
Описание эксперимента
В 1974 году прошел знаменитый эксперимент, который получил название «Делай со мной все, что хочешь». Целью эксперимента было исследование воздействия авторитетной фигуры на личность людей, а также проверка готовности исполнения приказов без критического мышления.
В эксперименте приняли участие 40 добровольцев, они были разделены на две группы: «заключенные» и «тюремщики». «Заключенные» были настоящими участниками эксперимента, а «тюремщики» – актерами, нанятых для игры роли.
Эксперимент проходил в условиях имитации тюремной обстановки. «Заключенные» были подвергнуты психологическим и физическим воздействиям со стороны «тюремщиков». Они получали приказы, которые нарушали права и нормы существующего общества. Их принуждали к выполнению неприемлемых действий, унижениям и насилию.
Результаты эксперимента оказались шокирующими. Большинство «заключенных» выполняли приказы, несмотря на то, что они противоречили их собственным убеждениям и морали. Многие подчинились даже при повышении уровня насилия и жестокости.
Эксперимент показал, что авторитарные условия и психологическое давление могут приводить к серьезным изменениям в поведении людей. Он вызвал широкую реакцию в обществе и вызвал множество дебатов о границах власти и этики.
Авторы эксперимента: | Филипп Зимбардо и его коллеги |
Год проведения: | 1974 |
Место проведения: | Университет Стэнфорда |
Цель эксперимента
Главной целью эксперимента, проведенного в 1974 году, было изучение эффектов, которые может вызвать нарушение индивидуального сознания и разрушение личности. Эксперимент проводился в нейрофизиологической лаборатории исследовательского института и предполагал подвергнуть испытуемых различным формам принуждения и контроля в течение продолжительного периода времени.
Основная задача эксперимента заключалась в выявлении способности человека противостоять давлению наружных факторов и сохранять свою индивидуальность и независимость в условиях экстремального воздействия.
Несмотря на то, что эксперимент был подвергнут критике и вызвал массу негативных отзывов, его проведение способствовало получению ценных научных данных о механизмах функционирования сознания и его уязвимости. Это позволило лучше понять характеристики психологической устойчивости и защитных реакций личности в условиях стресса и тревоги.
Сбор данных и результаты
В ходе эксперимента 1974 года были собраны данные о воздействии на личность испытуемых путем подчинения их «насильственным» действиям. Эксперимент был разделен на несколько этапов, на каждом из которых осуществлялись различные действия с испытуемыми.
Первый этап эксперимента включал в себя закрепление разных групп испытуемых, каждую из которых подчиняли разным воздействиям. Некоторые испытуемые выполняли просьбы и указания практически без возражений, тогда как другие испытуемые пытались противиться и отказываться выполнять команды.
Второй этап эксперимента предполагал активное разрушение индивидуальности испытуемых. Им устанавливалась формальная власть, и они получали возможность управлять другими «бессмертными душами». Испытуемые активно использовали данную возможность, показывая свое превосходство над другими людьми.
Третий этап эксперимента заключался в том, что испытуемым нагоняли страх. Персонал проводил с ними разные «жестокие» действия, которые вызывали у испытуемых чувство страха и беспомощности. В результате испытуемые стали более пассивными и податливыми.
Анализ результатов эксперимента показал, что подчинение насилию и унижению приводит к разрушению личности испытуемых. Они становятся менее уверенными в себе, меньше проявляют инициативу и отстаивают свои взгляды. Эксперимент показал важность защиты личности и недопустимость насилия в любой форме.
Последствия эксперимента для разрушения личности
Эксперимент 1974 года, в котором добровольцы сообщали друг другу, что могут делать с ними все, что им захочется, имел серьезные последствия для разрушения личности. Участники эксперимента столкнулись с психологическими и эмоциональными последствиями, которые продолжались не только во время самого эксперимента, но и после его завершения.
Последствия эксперимента: |
---|
1. Потеря контроля над собой |
2. Повышенная тревожность и беспокойство |
3. Потеря чувства собственного достоинства |
4. Угнетение и депрессия |
5. Психический дискомфорт и страх |
6. Ухудшение самооценки и самоуважения |
7. Построение негативных связей с окружающими |
8. Снижение мотивации и энергии |
9. Потеря интереса к жизни и деятельности |
10. Проблемы с социальной адаптацией и взаимодействием |
Эксперимент показал, что воздействие на личность чрезмерной власти и контроля может иметь долгосрочные негативные последствия. Участники эксперимента испытали потерю самостоятельности и самоопределения, что привело к серьезным проблемам в их физическом и психологическом благополучии.
Изучение этих последствий эксперимента позволяет нам лучше понять важность защиты личности и недопущения ее разрушения под влиянием внешних факторов. Такие исследования помогают нам развивать этические нормы и стандарты, чтобы защитить права и достоинство каждого человека.